Версия для слабовидящих
 Логотип приложения Instagram, логотип Компьютерные иконки ...
Email: tehnikum@ut-rifey.ru
г. Екатеринбург, пер. Корейский, 6
Тел. ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ:+7 (343) 218-41-62
Противодействие коррупции:(343)218-41-62(доб.126)
Приёмная директора:+7 (343) 218-41-62
Учебная часть: +7 (343) 218-41-71
Приемная комиссия: +7 (950)6425061
Оставьте отзыв о качестве услуг

 

В рамках проекта "Урал наш общий дом" продолжаем рассказывать о национальностях проживающих на территории Урала. Сегодня вы узнаете о национальности - Башкиры!

  • Ссылка на видео - https://vk.com/video-195890290_456239081

  • Ссылка на призентацию - https://disk.yandex.ru/i/R5Lpr752imy-6w

  • В рамках проекта "Урал наш общий дом" продолжаем рассказывать о национальностях проживающих на территории Урала.
    Сегодня вы узнаете о национальности - Башкиры!
  • 🟥Башкиры🟥
  • Башкиры самый уральский, самый исконный народ на Южном Урале и в нашей области. Однако следует сделать поправку — не на всей территории, а в горной части и предгорьях
  • ⭕ИСТОРИЯ
  • На территории современной Свердловской области находились вотчинные земли башкирских родов: упей, кошсы, терсяк и сызгы. Упейцы проживали в сёлах Шокурово и Акбаш Нижнесергинского муниципального района; сызгинцы — села Сызги, Озерки, Юва, Усть-Бугалыш, Верхний Бугалыш, Новый Бугалыш и Средний Бугалыш Красноуфимского района; представители племени кошсы — Артя-Шигири, Азигулово и Биткино Артинского района, Уфа-Шигири и Урмикеево Нижнесергинского района, Усть-Баяк, Бишково, Рахмангулово и Верхний Баяк Красноуфимского района; а терсякцы основали село Аракаево Нижнесергинского района.С начала XVII века эти земли стали заселяться башкирами-гайнинцами, которые проживают в селе Гайны Ачитского района, а также составляют значительную часть жителей сел Уфа-Шигири, Усть Баяк и других.
    Колонизация Среднего Урала и жестокое подавление башкирских восстаний царским правительством, сделали их меньшинством башкир края на своей вотчинной земле. Вотчинные земли башкир расхищаются земли под строительство заводов, крепостей и поселений для пришлого населения: на земле сызгинцев был основан Красноуфимск, а на вотчинах башкир племён терсяк и упей — Бисерть, Нижние Серги и Верхние Серги, Атиг, Ачит, Арти, Михайловск и т. д.
    На вотчинных землях башкир данных племён образовались Упейская, Сызгинская, Больше-Кущинская и Терсятская волости.В период кантонного управления в первой половине XIX века эти земли вошли в 5-ю, 6-ю, 7-ю юрты 2-го башкирского кантона Пермской губернии
  • ⭕ХОЗЯЙСТВО
  • В марте 1773 года в этих краях побывал академик П. С. Паллас, оставивший следующую информацию:- «Ехали по большей части по льду р. Уфы мимо некоторых башкирских деревень до Шокур-аула (ныне Шокурово). Щастливые башкирцы имеют в сей стране великое земледелие и водят пчел, довольно скота и дичиною в около лежащих горных дремущих лесах весьма изобилуются. Охота на куниц, оленей. Башкирцы имеют постоянные деревни. В башкирской деревне Шиг-гири-аул (ныне Уфа — Шигири) в 15 верстах вниз по Уфе переминил лошадей».
  • ⭕КУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Подразделение Всемирного конгресса башкир — региональная общественная организация «Курултай башкир Свердловской области» и его районные подразделения.* Региональное общественное объединение «Свердловский областной Башкирский Центр».* Общественная организация женщин башкирок г. Екатеринбурга «Фатима».* Региональная национальная общественная организация «Свердловский областной центр татарской и башкирской культуры „Мирас“».* Свердловское областное татарское и башкирское общество имени Мажита Гафури.* Общественное объединение башкирской молодёжи «Уралым» Свердловской области.В 2002—2013 гг. в Екатеринбурге находилось Постоянное представительство Республики Башкортостан в Свердловской области
  • ⭕ ОДЕЖДА
  • Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин – чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий – шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала.
  • Мужская одежда – рубахи и штаны с широким шагом, легкие халаты (прямоспинные и расклешенные), камзолы, тулупы. Головные уборы – тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, бахилы, а в Приуралье — и лапти.
  • ⭕ПИЩА
  • Преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мед, ягоды и травы. Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы),различные виды творога, сыр (кори), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно.Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепешки) употребляли пресный, в 18-19 вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи.Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зерен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из меда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко айран.
  • ⭕ТРАДИЦИИ
  • Традиционные музыкальные инструменты – курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный – в виде продолговатой пластины и металлический – в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.Развито песенно-музыкальное творчество. Башкиры сохраняли элементы традиционных верований. Их основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время.
  • ⭕ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О БАШКИРАХ
  • Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев- В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно- Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.- У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.

ПечатьE-mail